Актуальность проекта:
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор – болезни. Их рост объясняется уничтожением экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы леса, поэтому необходимо именно сейчас формировать первые представления о природоохранной деятельности, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
А знания об интересных видах деревьев и кустарников, которые произрастают на территории поселка помогут детям с интересом и пользой познавать все этапы исследовательской деятельности по данной теме.
Именно поэтому, мы выбрали для знакомства детей с хвойным кустарниками горную сосну и можжевельник. Это два вида кустарников, которые хорошо вписываются в ландшафтные дизайны и поражают своей красотой и необычностью.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети, сотрудник лесного хозяйства, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Сроки проведения: краткосрочный (с 27 октября по 31 октября 2025г.)
Объекты исследования: можжевельник, горная сосна.
Цель: формирование представлений детей о хвойных кустарниках, среде их произрастания и характерных особенностях.
Задачи:
- познакомить детей с горной сосной и можжевельником, их внешним видом и полезными свойствами;
- обобщить знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды;
- пополнить словарный запас словами: хвойные кустарники, горная сосна, можжевельник;
- создать условия по ухаживанию за горной сосной на экологической тропе;
- совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте кустарников;
- воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Формы работы с детьми:
1. Познавательная беседа - презентация с использованием ИКТ
2. Наблюдения
3. Исследовательская деятельность.
4. Опытно – экспериментальная деятельность.
5. Трудовая деятельность на экологической тропе.
6. Рисование в свободной деятельности
7. Чтение произведений художественной литературы.
Формы работы с родителями:
1. Индивидуальные и групповые беседы о предстоящей работе.
2. Папка – передвижка для родителей.
Предполагаемый результат:
Дети научатся узнавать горную сосну и можжевельник. У них сформируются знания о том, для чего нужны хвойным кустарникам корни, ствол, кора, крона, плоды, семена; об их целебных свойствах; о бережном отношении к миру природы. Дети приобретут навык трудовой деятельности по уходу за саженцем горной сосны, который поможет в формировании экологического самосознания.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
- Формирование цели и задач проекта.
- Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
- Подготовка презентации «Знакомство с хвойными кустарниками: горной сосной и можжевельником»
- Разработка перспективного плана занятий познавательного цикла.
- Подготовка информации для родителей по данной теме (папка - передвижка «Это интересно! Горная сосна! Можжевельник! Особенности их произрастания!»)
II. Основной этап.
1.Познавательная беседа - презентация с использованием ИКТ «Знакомство с хвойными кустарниками: горной сосной и можжевельником»
2.Наблюдения за горной сосной на экологической тропе.
Исследовательская деятельность:
- «Для чего кустарникам корни, ствол, кора»; «Какой высоты (ширины) куст»; «Есть ли у кустов детки»; «Есть ли у кустарников семья?».
- Изучаем крону: «Исследуй хвою»; «Исследование почек».
- Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора?»
- Изучаем корни: «Что держит куст в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».
- Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».
3.Опытно – экспериментальная деятельность «Секреты сосновой шишки», «Хвойный секрет», «Тонет – не тонет».
4.Трудовая деятельность - ухаживание за горной сосной на экологической тропе.
5.Рисование «Красавица-сосна»
6.Чтение художественной литературы: В. Лесков «Лечебница под сосной»; сказка И. Г. Пришвина «Сказка о большой сосне»; сказка Т. Домаренок «Сосновые иголки», сказка И.Ревю «Как Сосна друга нашла».
Работа с родителями:
- папка - передвижка «Это интересно! Горная сосна! Можжевельник! Особенности их произрастания!»
III. Заключительный этап.
1.Встреча с сотрудником лесного хозяйства – заместителем районного лесничества Уренского района Малюгиной Ольгой Анатольевной с целью дарения саженцев сосенок и последующего ухода детьми за ними.
2.Выставка детского творчества «Красавица – сосна»
Анализ результатов проекта: Дети с большим интересом включались в разные виды деятельности, рассматривали объекты, анализировали, сравнивали, делали выводы совместно с воспитателями. У детей сформировалось чувство ответственности за родную природу, желание бережно относиться к ней.
Презентация "Знакомство с хвойными кустарниками"

Наблюдение за горной сосной

Трудовая деятельность -ухаживание за горной сосной на экологической тропе

Рисование "Красавица - сосна"

Чтение художественной литературы: В. Лесков «Лечебница под сосной»; сказка И. Г. Пришвина «Сказка о большой сосне»; сказка Т. Домаренок «Сосновые иголки», сказка И.Ревю «Как Сосна друга нашла».

Встреча с сотрудником лесного хозяйства – заместителем районного лесничества Уренского района Малюгиной Ольгой Анатольевной с целью дарения саженцев сосенок и последующего ухода детьми за ними.

Выставка детского творчества «Красавица – сосна»
